Израиль признал, что некоторые сообщения о гибели 23 марта под Рафахом 15 палестинских медиков были ошибочными, после того как было опубликовано видео, обнаруженное в телефоне одного из погибших.
Официальный представитель Армии обороны Израиля, выступая на условиях анонимности в выходные, признал, что первоначальное заявление, что машины скорой помощи “двигались подозрительно”, “без фар и аварийных сигналов”, было “ошибочным”.
На кадрах, на которых якобы запечатлено нападение, опубликованных газетой New York Times, видно, что у всех машин включены фары и аварийные сигналы, то есть их эмблемы были хорошо видны.
Судя по видеозаписи, огонь из машин скорой помощи не вёлся.
Преднамеренные нападения на гуманитарный и медицинский персонал, носящий эмблемы, признанные Женевской конвенцией, в том числе эмблемы Красного Полумесяца, являются военным преступлением, если только они не совершают “действий, наносящих вред противнику”.
До появления этих кадров в выходные источник в ЦАХАЛ сообщил Euronews, что в машинах, подвергшихся обстрелу, находились террористы ХАМАС и “Исламского джихада”, которые являются для израильских военных “законной целью”.
В ЦАХАЛ заявили, что в ходе атаки было уничтожено до девяти террористов, а шестеро из 15 убитых палестинских медиков были боевиками ХАМАС, но не представили тому никаких доказательств.
Тела 15 медиков, восьми сотрудников Палестинского Красного Полумесяца (ПКП), одного работника подконтрольной ХАМАС палестинской службы гражданской обороны и одного сотрудника ООН, были извлечены из общей могилы в конце марта.
Один медик ПКП по-прежнему числится пропавшим без вести.
Проведенный Euronews сравнительный анализ видеозаписей ПКП, на которых, как утверждается, запечатлено нападение, и видеозаписей ООН с места захоронения показывает две идентичные бетонные конструкции, что позволяет предположить, что тела были захоронены рядом с местом нападения.
Euroverify рассказывает, что нам известно об этих событиях.
23 марта: ЦАХАЛ открывает огонь по машинам скорой помощи
Примерно в 3:50 по местному времени 23 марта ПКП направил одну машину скорой помощи для оказания помощи раненым в районе Аль-Хашаш в Рафахе, который подвергся израильским авиаударам.
В то же утро ЦАХАЛ приказывает эвакуироваться жителям близлежащего квартала Таль ас-Султан и направляет их пешком в район Аль-Маваси, который он объявил гуманитарной зоной.
Указанный район обозначен в качестве “опасной боевой зоны”, движение транспортных средств по нему запрещено.
По словам представителей ПКП, машина скорой помощи, отправленная для оказания помощи раненым, “попала под обстрел израильских сил”. Организация направила еще три машины скорой помощи для оказания помощи как раненым в результате авиаударов, так и медработникам, подвергшимся нападению.
Всего было направлено десять работников Красного Полумесяца, включая сотрудников скорой помощи и добровольцев. Связь с ними была потеряна, но один из них, Мунзер Абед, был освобожден израильскими войсками в тот же вечер.
Позднее были найдены тела восьми из девяти медиков ПКП, еще один числится пропавшим без вести. Абед сообщил агентству “Ассошиэйтед Пресс”, что израильские военные увели его с завязанными глазами.
Помимо восьми работников ПКП, погибли шесть сотрудников палестинской гражданской обороны, подконтрольной ХАМАС, которые передвигались на пожарной машине, а также один сотрудник агентства ООН по делам палестинских беженцев (БАПОР), который прибыл на место происшествия позже на маркированном автомобиле.
27 марта: ООН получила доступ к месту захоронения
Через три дня после произошедшего, 27 марта сотрудники Управления ООН по координации гуманитарных вопросов впервые получили доступ к месту захоронения тел медиков в районе Таль ас-Султан.
Они обнаружили пять машин скорой помощи, пожарный автомобиль и машину ООН “раздавленными и частично погребенными” в месте, которое они назвали “общей могилой”.
Тело сотрудника гражданской обороны было извлечено из-под пожарной машины.
По сообщению ПКП , израильские власти отвергли “все попытки международных организаций содействовать доступу спасателей к месту происшествия”.
Однако представитель ЦАХАЛ сообщил Euronews, что “неоднократно вступал в контакт с организациями, чтобы скоординировать эксгумацию тел”.
29 марта: ЦАХАЛ утверждает, что убиты боевики ХАМАС и “Исламского джихада”
ЦАХАЛ признал, что открыл огонь по машинам скорой помощи через шесть дней после нападения.
В заявлении для информационного агентства “Франс Пресс” от 29 марта говорится, что израильские войска “открыли огонь по машинам ХАМАС и уничтожили несколько террористов”.
“Через несколько минут после этого еще несколько автомобилей подозрительно двинулись в сторону войск”, – говорится в заявлении. В ответ военные открыли огонь, “уничтожив несколько террористов ХАМАС и “Исламского джихада”.
“После первоначального расследования было установлено, что некоторые из подозрительных автомобилей (…) были пожарной машиной и каретами скорой помощи”, – говорилось в заявлении.
30 марта: ООН извлекает еще 14 тел погибших
30 марта группа сотрудников ООН вернулась на место захоронения и обнаружила 14 тел.
“Их автомобили, машины скорой помощи, машина ООН, машина гражданской обороны раздавлены и брошены, засыпаны песком”, – сказал глава Управления ООН по координации гуманитарных вопросов на оккупированных палестинских территориях Джонатан Уитталл в видеообращении с места происшествия.
“То, что здесь произошло, – это абсолютный ужас. Этого не должно происходить. Медицинские работники никогда не должны становиться мишенью”, – подчеркнул он.
Служба гражданской обороны, подконтрольная ХАМАС, заявила, что некоторые погибшие найдены “похороненными со связанными руками и ногами”, с пулевыми ранениями на голове и груди, что свидетельствует о том, что они были убиты “с близкого расстояния”.
Генеральный секретарь Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Джаган Чапагайн обратил внимание, что у медиков были “эмблемы, которые должны были их защитить; их машины скорой помощи были чётко обозначены”.
После эксгумации тел 30 марта международный представитель ЦАХАЛ Надав Шошани заявил в соцсети X, что “было выявлено несколько несогласованных автомобилей, подозрительно продвигавшихся в сторону израильских войск без фар и аварийных сигналов”.
5 марта: публикация видеозаписи с мобильного телефона; ЦАХАЛ признает, что первоначальная версия событий была “ошибочной”
После того как ПКП опубликовал видеозапись с мобильного телефона одного из погибших медиков, на которой отчетливо видны автомобили с включенными сигналами, израильские военные признали, что их первоначальная версия была “ошибочной”.
Они также заявили, что шесть из 15 погибших сотрудников скорой помощи были боевиками ХАМАС, но не предоставили тому никаких доказательств.
Euronews попросил ЦАХАЛ подробнее рассказать об этом утверждении, но в Армии обороны Израиля отказались от комментариев.
Потенциальное “военное преступление”
Британский адвокат по правам человека Джеффри Найс, который в прошлом вел дела о геноциде, сказал Euronews, что, хотя это еще не полностью подтверждено, свидетельства и документы, которые появились, “похоже, являются убедительным доказательством военных преступлений, совершенных против гуманитарных работников, и, более того, попытки скрыть содеянное”.
И это несмотря на утверждение Израиля о том, что автомобили перевозили боевиков ХАМАС и “Исламского джихада”.
“Даже если в группе гуманитарных работников, не запятнанных подобным описанием, был, скажем, один подозреваемый из ХАМАС, то любое нападение, как и любое нападение, в ходе которого могут быть ранены или убиты гражданские лица, должно быть соразмерным”, – сказал Найс.
“Голословное утверждение, что кто-то в машинах мог быть или был из ХАМАС, – это только начало оправдания для израильских сил обороны”, – добавил он.
На вопрос Euronews, можно ли провести достоверное расследование гибели медиков, Найс ответил: “Хотя ООН, возможно, имела доступ к этому конкретному месту, (….) обнаружив тела и автомобиль в песке, у них нет доступа к задокументированным обоснованиям израильских сил обороны, и они [ЦАХАЛ] могут никогда не обнародовать эту информацию”.
ЦАХАЛ заявляет, что “проводит тщательное расследование” случившегося.
“Все заявления, включая публикации, распространяемые о случившемся, будут тщательно изучены, чтобы понять последовательность событий и действий в данной ситуации”, – говорится в заявлении, переданном Euronews.