Долгое время из канцелярии федерального правительства Германии звучало однозначное “нет”, когда речь заходила о поставках крылатых ракет Taurus Украине.
Будущий канцлер от ХДС Фридрих Мерц, похоже, не согласен с решением своего предшественника Олафа Шольца. Он заявил об этом в воскресенье вечером в программе “Tagesthemen” Карен Миосги на ARD.
По словам Мерца, он по-прежнему открыт для поставок немецких крылатых ракет. Будущий глава правительства Германии назвал воскресное нападение России на украинский город Сумы “военным преступлением. “Орбан был в Москве, а через три дня в Киеве разбомбили детскую больницу, – сказал в частности Мерц. – Путин расценивает эти попытки переговоров как слабость”, пояснил лидер ХДС.
“Украинская армия должна выйти из обороны”
Мерц уже касался возможности поставок Taurus, в том числе в интервью Spiegel в прошлом году.
Тогда он предложил отменить ограничения по дальности имеющегося оружия, если Россия в течение 24 часов не прекратит обстрел мирных жителей и гражданской инфраструктуры. Если этого окажется недостаточно, Taurus можно будет поставить на неделю позже. Недавно Мерц опроверг этот ультиматум.
Однако в минувшее воскресенье глава ХДС объяснил, что после трёх лет войны с Россией Украина должна выйти из обороны. “Они [Украина] только реагируют. Они должны быть в состоянии сами определять, пусть частично, эти события“, – сказал Мерц.
В качестве одного из вариантов Фридрих Мерц назвал разрушение Керченского моста, важнейшей сухопутной артерии между Россией и оккупированным ею Крымским полуостровом. “Это был бы один из способов окончательно поставить эту страну стратегически – если придерживаться этого термина – перед фактом“, – пояснил он.
С момента оккупации в 2014 году, Россия превратила полуостров в “огромную военную базу“, подтвердила Euronews посланник Крыма в Украине Ольга Курышко.
“С самого начала широкомасштабного вторжения у военных приоритет по отношению к врачам. Это означает, что медикаменты и персонал доступны в основном солдатам, в то время как обычные граждане зачастую вынуждены месяцами ждать лечения или лекарств“, – объясняет Курышко.
Taurus – “чудо-оружие” для Украины?
Украина уже много лет требует поставок немецких крылатых ракет Taurus, прежде всего, чтобы иметь возможность поражать стратегически важные объекты инфраструктуры, такие как Керченский мост. Соединяющий Россию с оккупированным Крымом, мост уже несколько раз подвергался атакам: один раз сдетонировал грузовик со взрывчаткой, в другой нападение было осуществлено с помощью беспилотных наземных систем.
До сих пор ни одна атака не смогла разрушить мост. Taurus обладает большей дальностью по сравнению с ранее используемыми системами, такими как французская крылатая ракета Scalp или британская Storm Shadow. Кроме того, она обладает необходимой точностью для эффективного уничтожения таких целей, как опоры.
В интервью Карен Миосга Фридрих Мерц упомянул, что партнеры Украины и Германии, а именно Великобритания и Франция, уже поставляют Киеву крылатые ракеты. Решение о поставке Taurus он будет принимать только после консультаций с европейскими партнерами.
“Европейские партнёры уже поставляют крылатые ракеты. Британцы делают это, французы делают это, американцы делают это. В любом случае это должно быть согласовано. И если это будет согласовано, то Германия должна принять в этом участие“, – сказал Мерц.
Олаф Шольц всегда отвергал поставку Taurus и выступал за “благоразумие”. Одной из причин его решения была дальность полета этой крылатой ракеты (около 500 километров) и опасения, что Германия может стать участником войны, если поставки будет иметь место. По словам Шольца, учитывая высокоточность Taurus, Германия, в отличие от Франции или Великобритании, оказывается вовлечённой в происходящее при выборе целей, с точки зрения международного права.
Решение уходящего канцлера СДПГ с начала российского вторжения подвергалось резкой критике в Украине.
Бывший министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сказал Euronews, что, по его мнению, Шольц просто решил в определенный момент провести красную линию и ни при каких обстоятельствах не заступать за неё. “Это очень прискорбно, но он имеет на это право”, добавил Кулеба.