Евродепутаты пользуются парламентской неприкосновенностью, но это не означает, что они полностью неуязвимы для судебных разбирательств.
За последние пару лет некоторые члены Европейского парламента стали объектом пристального внимания в связи с различными предполагаемыми нарушениями.
Например, венгерские следователи изучают обвинения в том, что итальянский евродепутат Илария Салис нападала на правых активистов, а различные евродепутаты и парламентские чиновники находятся под микроскопом из-за их предполагаемого участия в так называемом коррупционном скандале в Катаргейте.
Кроме того, в рамках расследования “Рашагейт” звучат обвинения в том, что различные евродепутаты получали деньги от поддерживаемой Кремлем сети для распространения российской пропаганды в Европе.
Однако прежде чем начать судебное разбирательство против евродепутатов, следственные органы должны преодолеть барьер парламентской неприкосновенности.
Благодаря этой привилегии евродепутаты не могут быть подвергнуты какому-либо расследованию, задержанию или судебному разбирательству из-за мнений, высказанных или проголосовавших в качестве евродепутата.
Теоретически, парламентский иммунитет помогает сдерживать любое несанкционированное использование власти судебными органами, поддерживает подотчетность судебной власти и способствует развитию демократии.
В случае с евродепутатами он действует как в их собственной стране-члене ЕС, подобно иммунитету, предоставляемому членам национального парламента, так и в других странах ЕС.
Однако это не означает, что евродепутаты полностью защищены от любых судебных разбирательств.
Евродепутат не может требовать иммунитета, если его поймали на месте совершения правонарушения, как утверждает Европейский парламент, и иммунитет, конечно, может быть снят.
Как происходит процесс снятия иммунитета?
Чтобы снять иммунитет с евродепутата, национальный орган власти должен сначала подать соответствующий запрос в Европейский парламент.
Председатель парламента оглашает запрос на пленарном заседании и передает его в Комитет по правовым вопросам (JURI).
Затем комитет проводит расследование, запрашивая любую информацию или объяснения, которые сочтет необходимыми, сообщает Европейский парламент. Депутату Европарламента будет предоставлена возможность быть заслушанным, он может представить любые документы или другие письменные свидетельства.
Для этого конфиденциального процесса не существует заранее установленных сроков, поскольку каждый случай индивидуален и имеет свои особенности.
По итогам расследования JURI выносит рекомендацию о том, одобрить или отклонить запрос о снятии иммунитета с евродепутата, рекомендация затем выносится на голосование в Европейский парламент.
После этого президент информирует о результатах голосования как евродепутата, так и орган, подавший запрос. Если иммунитет евродепутата снят, то можно начинать судебное разбирательство.
Даже если иммунитет будет снят, евродепутат сохранит свое место: в Европарламенте подчеркивают, что снятие иммунитета не означает вынесения обвинительного приговора, а позволяет национальным властям продолжить судебное разбирательство.
Если впоследствии евродепутат будет осужден, решение о лишении мандата будет принимать его государство-член ЕС.