Каждая третья женщина в ЕС в течение своей жизни подвергалась физическому или сексуальному насилию. Однако только 13,9 % сообщили о случившемся или об угрозе насилия в полицию.
Более половины женщин (63,7 %) рассказали о пережитом подруге или близкому человеку, а 20,5 % обратились в медицинские или социальные службы.
Эксперты Европейского института гендерного равенства (EIGE) предполагают, что многие случаи гендерного насилия могут оставаться скрытыми в данных, если не разделять их по таким факторам, как пол, возраст, форма насилия или отношения с насильником.
“В ходе последнего сбора административных данных 26 из 27 государств-членов ЕС смогли предоставить данные о НВП и ДВ. Однако не все из них могут предоставить должным образом детализированную статистику; и опыт женщин в области насилия – даже если о нем сообщается – не полностью отражен”, – говорится в отчете EIGE.
В странах ЕС, предоставляющих данные с разбивкой по полу, женщины составляют 85% жертв насилия со стороны интимного партнера в 12 государствах-членах, 76% жертв домашнего насилия в 20 государствах-членах и 47% жертв насилия со стороны любого насильника в 13 государствах-членах.
Отсутствие детализированных данных не отражает и тот факт, что многие случаи насилия не являются единичными.
В ЕС 31,8 % женщин в течение своей жизни подвергались физическому насилию, угрозам и/или сексуальному насилию со стороны сексуального партнера.
Для большинства из них это были неоднократные случаи насилия (14,6 %), а для 3,5 % – единичный инцидент.
Что делает ЕС для решения этой проблемы?
“То, что мы имеем в плане доступных и сопоставимых данных, показывает лишь верхушку айсберга”, – говорит Карлиен Шееле, директор EIGE.
Некоторые страны ЕС имеют хорошую практику сбора данных.
Например, Германия ежегодно публикует федеральные отчеты о ситуации с домашним насилием, в которых содержится информация о жертвах насилия, совершенного сексуальными партнерами, и о лицах, совершивших насилие в семье, с разбивкой по видам преступлений. Данные в отчетах детализированы по полу, возрасту и видам преступлений.
Люксембург также составляет ежегодную статистику в разбивке по полу, возрасту и отношениям между преступником и жертвой.
Однако в ЕС отсутствуют стандартные определения и методы сбора данных.
Начиная с 2027 года, государства-члены ЕС будут обязаны собирать данные на ежегодной основе, основываясь на общих стандартах.
Эта инициатива призвана привести к разработке более эффективной политики и мер по борьбе с этими проблемами и поддержке жертв.
“Данные – это наша отправная точка для лучшего понимания природы и распространенности гендерного насилия в ЕС, – говорит Шееле. – Но они также могут дать нам представление о том, почему жертвы могут не обращаться в полицию или систему правосудия, выявить незарегистрированные случаи и определить барьеры, с которыми сталкиваются многие женщины при обращении за официальным правосудием. Мы не должны забывать об этих женщинах”.
Видеомонтаж • Mert Can Yilmaz