Что ожидает сирийских беженцев в Европе после падения режима Асада? Какой будет жизнь в самой Сирии? Граждан этой страны переполняют надежда и страх.
Свержение режима Башара Асада может изменить судьбу тысяч сирийских беженцев в Европе. С тех пор, как в 2011 году в Сирии началась гражданская война, сотни тысяч людей бежали в соседние государства и страны Европы.
По официальным данным, только в Турции находится 3 миллиона сирийских просителей убежища. Но фактические цифры могут быть намного выше.
В ЕС именно сирийцы оказались самой большой национальной группой, из тех, кто получил статус защиты в 2023 году – (32%): около 130 000 человек.
В рамках сообщества, Германия стала домом для самого большого числа выходцев из Сирии. В ФРГ проживают более 1,2 миллиона сирийцев.
Но конец “тирании Асада”, так его правление назвали в Берлине, побудил Германию заморозить почти 50 000 заявлений о предоставлении убежища.
Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Норвегия, Дания и Швеция заявили о подобных мерах. Австрия, где проживает около 95 000 сирийских беженцев, пошла еще дальше, объявив о подготовке планов депортации.
Ситуация с правами человека в Сирии
В 2016 году группировка “Хайят Тахрир аш-Шам” (ХТШ) разорвала связи с “Аль-Каидой” и даже позиционировала себя как потенциального партнера в борьбе с терроризмом. Об этом Euronews рассказал сирийский политолог Джозеф Дахер.
“С тех пор, как ХТШ начала управлять некоторыми частями Сирии и устанавливать свою администрацию, наблюдается очевидная эволюция этой силы”, – указывает эксперт. Тем не менее, он добавляет: “Сирийцы не должны доверять им. Это авторитарная организация с исламской фундаменталистской идеологией. Они пытаются выглядеть умеренными, рациональными и легитимными деятелями. Означает ли это, что они демократическая организация? Вовсе нет”.
Группировка пообещала толерантность к религиозным меньшинствам, но это, по словам Дахера, не значит, что они принимают их как равных: “Дело не в том, можно им (представителям других групп) молиться или нет, а в том, чтобы участвовать в процессе принятия решений”.
Права женщин также являются проблемой. ХТШ не колеблясь закрыла НПО или организации, выступающие за гендерное равенство.
“Все будет зависеть от способности сирийского общества защищать свои права и организовываться в демократический блок в профсоюзах”, – сказал Дахер.
Сирийцев нельзя заставлять возвращаться
“Сирия не является безопасной страной, даже если Асада больше нет”, — говорит Дахер. “Сирийские беженцы должны иметь право остаться или вернуться, если захотят. Но их не следует заставлять”.
Джозеф Дахер, политолог: “Ситуация в стране очень плохая. 90% населения живет в нищете. Инфраструктура сильно разрушена, много квалифицированной рабочей силы покинуло страну, а транспортное сообщение очень плохое. Сельскохозяйственный сектор сильно пострадал, а зарплаты очень низкие. И даже если люди вернутся, мы не знаем, были ли разрушены их дома или нет”.
Эксперт уверен в том, что Сирии по-прежнему понадобится международная и гуманитарная помощь для ее развития в ближайшие годы. “Сейчас все еще много неопределенности, но надежда на восстановление есть”, – считает Дахер.