Опубликовано •Последние обновления
Марселу Ребелу де Соуза распустил Собрание республики и назначил досрочные парламентские выборы на 18 мая.
Португальцы скоро снова отправятся на избирательные участки: в четверг президент республики Марселу Ребело де Соуза в обращении к нации распустил парламент и назначил досрочные выборы через два дня после объявления недоверия правительству Луиша Монтенегру.
Глава государства, одним из ключевых полномочий которого является его право распустить Собрание республики, назвал крах правительства потрясением, которого в стране “не ожидали и не хотели“.
Выборы назначены на 18 мая – “дату, которую предпочитают большинство партий“.
11 марта португальский парламент ожидаемо отправил в отставку правоцентристское правительство во главе с Монтенегру, которое попало в скандал из-за конфликта интересов.
В центре кризиса находится консалтинговая фирма, принадлежащая семье премьер-министра. Она заключила контракты с частными компаниями, которые, по словам оппозиции, привели к обогащению Монтенегру. Сам он отрицает какой-либо конфликт интересов.
Это уже третий роспуск парламента за время президентского срока Марселу Ребело де Соузы.
В своей 10-минутной речи, произнесённой после заседания Государственного совета, в который входят представители основных политических сил, президент начал с предупреждения о том, что мир сильно изменился за последние месяцы и будет меняться еще больше.
“США, похоже, отдаляются от своих европейских союзников, Европейский союз должен ещё больше сплотиться, – заявил он.
“Португалия смогла сбалансировать свои счета, сократить внешний долг, привлечь новые проекты, улучшить свои рейтинги в финансовых агентствах”, – отметил да Соуза, предупредив, что необходимо улучшить ситуацию в сфере образования и здравоохранения.
Затем президент задал вопрос: “Почему правительство объявило и представило вотум доверия, а оппозиция его отвергла?”
По его словам, в центре проблемы – уверенность в том, что этот кабинет заслуживает того, чтобы продолжать править. С одной стороны, правительство заявило, что премьер-министр всегда соблюдал закон и этические нормы. С другой стороны, оппозиция утверждает, что могло иметь место несоблюдение этих принципов.
По словам главы государства, власти понимают, что затягивание этого “столкновения суждений“ сделает невозможным дальнейшее управление страной, поэтому необходимо, чтобы высказался парламент, а затем, если потребуется, и народ.
Подчеркнув, что договориться было невозможно, президент Республики указал на то, что партии объединились в призыве к досрочным выборам.
“Таково же было единодушное мнение Государственного совета, который не желал этого, но вынужден был принять этот выход в силу реальности”, – признал он.
Марселу сказал, что перед лицом 4-х за 5 лет выборов, которых никто не ожидал и не хотел, теперь будет два месяца дебатов, и вопрос о кри зисе неизбежнро с т анет их частью.
*”Тем не менее, важно, чтобы партии представили предложения по вопросам жизни португальцев, экономики, занятости, борьбы с инфляцией, заработной платы, здравоохранения, образования, жилья и правосудия. И все это на фоне сложной международной ситуации”,* – подчеркнул президент.
Глава государства также выразил пожелание, чтобы переходный период был по возможности таким же мирным, как в 2024 году, несмотря на то, что между падением правительства и досрочными выборами прошло меньше месяцев.
По его словам, необходимы не только ясные, открытые, просветительские, достойные дебаты, но также уважение различий и плюрализм. Марселу уверен, что эти дебаты не должны открывать двери для экспериментов, которые плохо заканчиваются.
В заключительном слове президент Республики отметил важность того, что дебаты придают силы тем, кто будет представлять людей в парламенте и управлять страной, а также демократии, а также способности противостоять и преодолевать кризисы, которой обладает только демократия, а не диктатура.
Президент сказал Монтенегру, что он против вотума доверия
Заседание Государственного совета по анализу политического кризиса после отставки правительства, начавшееся в 15:10 при нескольких отсутствующих за столом, завершилось в 17:40.
По традиции, уходя, ни один из членов совета не сделал никаких заявлений по поводу заседания. Однако, по сообщениям источников, которые цитируют различные национальные СМИ, президент якобы сказал членам совета, что он не согласен со стратегией правительства по представлению вотума доверия, и что он постарался донести это до премьер-министра до голосования.
Членами Государственного совета по традиции являются председатель Ассамблеи Республики Жозе Педру Агиар-Бранку, премьер-министр Луиш Монтенегру, председатель Конституционного суда Жозе Жуан Абрантес, омбудсмен Мария Лусия Амарал, а также председатели региональных правительств и бывшие президенты Республики.
В состав этого консультативного органа при президенте также входят 5 граждан, назначаемых главой государства, и 5 избираемых Ассамблеей Республики.
В настоящее время 5 членов, назначенных президентом Республики, это: Леонор Белеза, Лидия Хорхе, Жоана Карнейру, Антониу Лобо Хавьер и Луис Маркес Мендес, а советниками, избранными парламентом на текущий законодательный период, являются Франсишку Пинту Бальсмау и Карлуш Моэдас (СДП), Педру Нуну Сантуш и Карлуш Сезар (ПС) и Андре Вентура (“Шега”).
На встрече отсутствовали бывший президент СДП Франсишку Пинту Бальсмау, председатель регионального правительства Мадейры Мигел Албукерке и омбудсмен Мария Лусия Амарал.
В среду глава государства принял в Беленском дворце представителей 9 партий, имеющих места в Ассамблее Республики, которые единогласно высказались за роспуск парламента и назначение досрочных всеобщих выборов.
Во вторник парламент отклонил вотум доверия правительству, запустив отставку правительства меньшинства PSD/CDS-PP, спустя год и один день после победы коалиции Демократического альянса на досрочных парламентских выборах 10 марта 2024 года.
Голосование последовало за двумя вотумами недоверия, которые премьер-министр выдержал. Они были инициированы партиями “Шега” и ПКП в связи со спором, касающимся Луиша Монтенегру и компании его семьи, Spinumviva. Это дело вызвало сомнения в соблюдении режима несовместимости и препятствий для лиц, занимающих государственные и политические должности.