Президент Макрон предупредил о необходимости принятия сложных бюджетных решений. Речь идет об увеличении расходов на оборону. Удастся ли Франции сохранить свою социальную модель?
Во Франции обостряются дебаты по поводу оборонного бюджета. Президент Эммануэль Макрон в ходе встречи с политическими партиями в Елисейском дворце заявил, что рассматривает возможность значительного увеличения военных расходов.
В настоящее время Франция выделяет 2,1% своего ВВП на оборонный сектор. Макрон хочет довести этот показатель до 3,5% ВВП. Об этом французский лидер заявил изданию Le Figaro. По оценкам министра обороны Себастьена Лекорню, в идеале французским военным потребуется годовой бюджет чуть менее 100 миллиардов евро. Это значит, что властям потребуется дополнительно 30 миллиардов евро.
Такое резкое увеличение военного бюджета будет серьезным вызовом, учитывая состояние государственных финансов Франции. Амбиции Макрона противоречат текущей цели правительства – снизить дефицит бюджета до 5,4% ВВП к концу 2025 года. В 2024 году дефицит бюджета составил 6%.
Законопроект, предложенный Макроном, предусматривает сокращение государственных расходов на 30 миллиардов евро и повышение налогов на 20 миллиардов евро для сдерживания дефицита. Перед правительством стоит вопрос, как это сделать. Возможно ли увеличение инвестиций в оборону без изменения французской социальной модели?
Одним из обсуждаемых предложений является национальный заем – мера, которая в последний раз использовалась для сокращения государственного долга в 1993 году. Премьер-министр Франсуа Байру и министр экономики Эрик Ломбар выдвинули эту идею, а также предложили создать специальный оборонный счет, аналогичный Livret A – регулируемый, не облагаемый налогом личный сберегательный счет с процентной ставкой, устанавливаемой государством. Ломбард также предложил обратиться за инвестициями к банкам, страховым компаниям и институциональным инвесторам.
Что думают французы?
Как отнесутся французы к национальному займу? Помимо доверия, которое они оказали бы правительству, центральным является вопрос вознаграждения. Доходность облигаций, уверены аналитики, должна быть привлекательной для граждан. Сейчас доходность сберегательных счетов такие как Livret A и Livret de développement Durable et Solidaire (LDDS) составляет 2,4%.
“Я думаю, что в нынешней ситуации Франция вряд ли может позволить себе увеличить государственный долг”, – сказал в интервью Euronews Сильвен Берсингер, главный экономист консалтинговой компании Asteres.
“Другое решение – попытаться увеличить темпы роста, а значит, ресурсы и налоговые поступления. Обычно это означает заставить французов больше работать путем увеличения пенсионного возраста. Но это настолько непопулярно, что я не думаю, что это вообще возможно. Я бы сказал, что волшебного решения не существует”.
И все же, несмотря на экономические проблемы, общественная поддержка увеличения расходов на оборону остается высокой.
Недавний опрос, проведенный инженерной школой Ipsos-Cesi, показал, что 68 % французского электората поддерживают эту идею. Даже 66 % избирателей, поддерживающих левую партию “Непокоренная Франция”, которая обычно настороженно относится к любому военному вмешательству, заявили, что поддерживают увеличение бюджета.
Что касается сторонников ультраправой партии “Национальное объединение” (RN), то чуть больше половины из них высказались за увеличение военных расходов.
Какова позиция других партий?
Хотя большинство депутатов нижней палаты парламента Франции выразили свою поддержку Украине, политические разногласия остаются.
На прошлой неделе законодатели обсуждали позицию Франции в отношении Украины и вопрос о том, следует ли направлять туда миротворческие войска. Лидер “Национального объединения” Марин Ле Пен заявила, что она выступает за оказание помощи Украине, но считает, что Франция должна ставить во главу угла свои национальные интересы. Она также отвергла единую европейскую оборонную стратегию и выступила против любого предложения об отправке французских войск в Украину.
Тем временем Социалистическая партия и “зеленые” присоединились к правительству, согласившись с тем, что Европа должна укреплять свой военный суверенитет. Лидер социалистов Оливье Фор заявил, что он против любых мер, которые лягут бременем на плечи французских граждан.
Вместо этого он предложил обложить налогом корпорации и наложить репрессии на страны ЕС, которые служат налоговыми убежищами для крупных компаний, в частности Ирландию и Люксембург.
Депутат от “Непокоренной Франции” Альма Дюфур, тем временем, выразила обеспокоенность по поводу того, что увеличение военных расходов в конечном итоге пойдет на пользу оборонной промышленности США.
“Мы не против того, чтобы Франция и Европа перевооружались”, – сказала она в интервью вещательной компании Franceinfo. “Вопрос в том, что если мы потратим в этом году 40 миллиардов евро на военное оборудование, куда они пойдут? В Соединенные Штаты”.
В понедельник доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира показал, что 64 % импорта оружия в Европу поступает из США, за которыми следуют Франция, Южная Корея, Германия и Израиль.
Дюфур предложила увеличить налог на миллиардеров, утверждая, что налог в размере 2% на 500 самых богатых людей Франции может принести 25 миллиардов евро, что позволит Франции удовлетворить амбиции Макрона в области военных расходов.