К концу 2024 года Европейская прокуратура расследовала более 2 000 дел, связанных с махинациями, общий ущерб от которых оценивается в 24,8 млрд евро. Серьёзной проблемой в странах блока остаётся мошенничество с НДС.
В конце 2024 года на рассмотрении Европейской прокуратуры (European Public Prosecutor’s Office, EPPO) находилось 2666 дел, связанных с мошенничеством, что на 38 % больше, чем в годом ранее.
Согласно последнему годовому отчёту ведомства, ущерб, нанесённый бюджету ЕС, составил 24,8 млрд евро. Это на 22,5 % больше, чем в 2023-м.
EPPO занимается расследованием и судебным преследованием за преступления, затрагивающих финансовые интересы Евросоюза, таких как нецелевое использование средств, отмывание денег, мошенничество с НДС и коррупция.
Более половины ущерба, оцениваемого в 13,15 млрд евро, связано с трансграничным мошенничеством с НДС.
В Германии (179) и Италии (149) ведётся наибольшее количество активных расследований мошенничества с НДС среди 22 стран ЕС, а общий ущерб оценивается в 3,89 млрд и 4,65 млрд евро соответственно.
“Мошенничество в ЕС стало весьма распространённой практикой для очень опасных преступников, отчасти из-за неравномерного судебного реагирования в этой области”, – объясняет глава Европейской прокуратуры Лаура Кодруца Кёвеши.
В ноябре 2024 года ЕРРО провела масштабное расследование под кодовым названием “Моби Дик” в итальянских городах Милан и Палермо.
В результате этой операции власти заморозили 129 банковских счетов, арестовали 192 объекта недвижимости, а также 44 роскошных автомобиля и яхты.
Подозреваемые создавали компании в Италии и других странах-членах, а также в странах, не входящих в ЕС, для торговли товарами по мошеннической цепочке. Её звеньями выступали продавцы, которые исчезали, не выполнив своих налоговых обязательств.
Другие компании в этой цепочке впоследствии требовали возмещения НДС от национальных налоговых органов.
Кто сообщал об этих преступлениях в EPPO?
В прошлом году Европейская прокуратура обработала 6 547 заявлений о преступлениях, что на 56 % больше, чем в 2023 году.
Более 70 % из них поступило от частных лиц и почти 27 % – от государственных органов.
Только 1,7 % поступило от учреждений, ведомств и агентств ЕС.
“Даже спустя три года после начала работы ЕРРО не удалось добиться от институтов ЕС улучшений в плане выявления актов мошенничества и представления отчётности”, – говорится в отчёте.
Мошенничество с европейскими фондами
К концу 2024 года на рассмотрении в Европейской прокуратуре находились 311 дел, связанных с NextGenerationEU (Программой по преодолению последствий пандемии), из них 307 – имели отношение к Фонду восстановления и повышения устойчивости (RRF).
Это составляет около 17 % всех расследований случаев мошенничества при расходовании средств.
Основные методы преступников, пытавшихся завладеть средствами или получивших их незаконно из RRF, – предоставление ложной, неполной или вводящей в заблуждение информации.
Также распространённая практика – подделки и манипуляции со счетами-фактурами и контрактами, часто сопровождаемые ложными заявлениями или документами, призванными скрыть дисквалифицирующие критерии.
Кроме того, в подобных делах часто фигурируют подкуп чиновников, государственных должностных лиц и фальсификация результатов торгов для того, чтобы контракты с завышенными расценками заключались с конкретными компаниями.