Опубликовано •Последние обновления
Важные геополитические сдвиги – от вторжения России в Украину до торговой войны, развязанной Дональдом Трампом, – повлияют на план Исландии провести референдум о вступлении в ЕС к 2027 году, заявила премьер-министр Криструн Фростадоттир, подчеркнув необходимость “взвешенного” подхода к этому ответственному шагу.
Исландия не боится
“К 2027 году мы хотим понять, хочет ли страна возобновить переговоры о вступлении в ЕС. Уверена, что текущая геополитическая ситуация повлияет на это”, – заявила Фростадоттир в интервью Euronews в ходе официального визита в Брюссель в среду. “Меня больше всего беспокоит, что нам не удастся провести эффективную дискуссию о том, что значит для нас открытие этих переговоров, что дебаты будут поляризованы”, – добавила она.
Отвечая на вопрос, будет ли Исландия в большей безопасности внутри блока, премьер-министр уточнила, что страна чувствует себя уверенно в ее нынешнем положении, предложив говорить о членстве в ЕС с более широких перспектив в сфере торговли, экономики, финансов и и культура.
“ЕС сам по себе не является оборонным союзом, хотя и наращивает свою мощь”, – подчеркнула она, имея в виду инициативублока по перевооружению на 800 миллиардов евро. – Мы должны присоединиться к ЕС в рамках более широкой картины. Я не хочу вести переговоры о вступлении, основываясь на страхе”.
А нужны ли переговоры?
Исландия подала первую заявку на вступление в ЕС в 2009 году, а годом позже начала переговоры с Брюсселем. В 2015 году заявка была отозвана. Тем не менее, остров остается частью Шенгенского пространства и Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), а исландское законодательство тесно увязано с законами блока.
Команда Фростадоттир, пришедшая к власти в декабре прошлого года, намерена вынести вопрос о возобновлении переговоров о вступлении на референдум не позднее 2027 года. Правительство пообещало создать группу независимых экспертов для изучения возможных преимуществ и недостатков перехода на евро.
“В прошлый раз, когда мы проходили через этот процесс, у нас не было голосования среди населения, чтобы спросить, хотят ли этого люди, – напомнила сказала Фростадоттир. – Я считаю это ошибкой”.
Поддержка членства в ЕС среди граждан Исландии неуклонно растет. Опрос , проведенный фирмой Prósent в январе, показал, что 45% респондентов выступают за вступление в блок, 35% – против, а 20% не определились. 58% опрошенных поддержали проведение референдума по вопросу возобновления переговоров о членстве в ЕС, а 53% высказались за принятие новой валюты.
“Мы верим в свободную торговлю!”
Исландия, как и другие европейские страны, в настоящее время ощущает на себе последствия российской агрессии в Украине и политики Дональда Трампа. Белый дом наложил на эту богатую страну с населением менее 400 тысяч человек универсальную пошлину на импорт в размере 10%. В отношении ЕС тем временем введенные Вашингтоном тарифы выше – 20%, Брюссель считает их “необоснованными”. Еврокомиссия стремится найти решение через переговоры с администрацией Трампа, обещая жесткие ответные меры, если диалог не удастся. Первый их пакет утверждается в эти дни.
Исландия, со своей стороны, от ответных мер воздерживается. “Мы не собираемся отвечать, вводя свои тарифы. Мы верим в свободную торговлю. У нас маленькая экономика”, – заявила Фростадоттир в интервью. – Надеюсь, мы увидим, как эти тарифы снизятся”.
Она уточнила, что обеспокоена “эскалацией ситуации”: “Большая часть нашего торгового оборота приходится на Европу. Мы очень зависим от экспорта и импорта. Поэтому все, что может повлиять на цены, на то, как мы ведем бизнес, отразится на нашей экономике”.
Премьер-министр Исландии заявила, что уважает решение ЕС продемонстрировать “силу” против Вашингтона, но просит, чтобы ответные меры не причинял дискомфорта соседям блока. “Нам нужен четкий сигнал от ЕС о том, что они ценят отношения с основными торговыми партнерами”, – заметила она. – Важно, чтобы ЕС показал, что мы действительно являемся партнерами на внутреннем рынке и что торговля не пострадает”.
“Арктика – наш дом”
Фростадоттир также высказалась по поводу экспансионистской программы Трампа – в частности, о его желании присоединить Гренландию, принадлежащую Дании. “Это вызывает беспокойство. Считаю, что это очень тревожно”, – отреагировала премьер-министр.
“Мы – полностью арктическая нация, – напомнила она. – Арктика – наш дом. Для нас это – не просто термин. Это место, где мы живем. И у нас очень крепкие связи с гренландцами. Так что это вызывает серьезную озабоченность”.
На прошлой неделе ситуация вокруг Гренландии достигла нового градуса напряженности, когда вице-президент США Джей Ди Вэнс и его жена посетили остров без приглашения местного правительства. Вэнс осудил Данию за то, что она “недостаточно инвестирует” в Гренландию, и заявил, что у США “нет другого выхода”, кроме как увеличить там свое присутствие. “Наше послание Дании очень простое: вы плохо поработали с народом Гренландии”, – пояснил Вэнс.
Премьер-министр Исландии заявила, что подобные “разговоры” нельзя “считать респектабельными”, и выразила поддержку Гренландии в ее праве на самоопределение. Она также выразила тревогу по поводу растущего присутствия России в арктическом регионе.
“Маленькие страны, такие как Исландия, процветают благодаря тому, что у нас действует международное право, что границы уважаются”, – уточнила она. Исландский премьер-министр считает, что Арктика “должна быть мирной территорией”. “Мы всегда старались сохранить ее такой. Однако мы не можем наивно относиться к тому, что здесь задействовано множество интересов”, – уточнила она.
Менее чем за три месяца идеи Трампа по Гренландии, войне в Украине привели к беспрецедентному ухудшению диалога ЕС и США. Исландский премьер напомнила, что небольшие страны, в том числе и ее родина, “процветают благодаря трансатлантическому единству”. Она отметила, что изменение ситуации, неопределенность ” вызывают дискомфорт, что неудобно для многих людей”.