Конфликт в ДРК: почему ЕС призывают заморозить соглашение с Руандой о поставках минресурсов?

Конфликт в ДРК: почему ЕС призывают заморозить соглашение с Руандой о поставках минресурсов?


Опубликовано Последние обновления

Евросоюз вынужден пересмотреть своё партнёрство с Руандой в сфере добычи и поставок стратегически важных полезных ископаемых, опасаясь, что оно может способствовать эскалации конфликта в восточной части ДРК.

РЕКЛАМА

Конфликт в восточной части Демократической Республики Конго (ДРК) стал причиной призывов к Брюсселю пересмотреть соглашение с правительством Руанды о поставках критически важных материалов, используемых в смартфонах и электромобилях.

Сделку, заключённую в феврале прошлого года, Брюссель характеризовал как ключевой шаг в обеспечении минералами, необходимыми для так называемого “зелёного” и цифрового перехода. Но сегодня ЕС обвиняют в том, что он закрывает глаза на незаконную торговлю природных богатств, которые, по данным ООН, расхищаются повстанцами в ДРК.

В последние дни группировка “Движение 23 марта” (M23), поддерживаемая Руандой, установила контроль над частью города Гома в богатой полезными ископаемыми провинции Северное Киву на востоке ДРК. Повстанцы, по сообщениям, продвигаются к провинции Южное Киву. А это считается серьезной эскалацией и нарушением международного права.

Вторжение сосредоточено в районах, где расположены шахты по добыче золота, колтана, олова, тантала и других критически важных материалов и редкоземельных металлов. Конголезские чиновники и представители ООН давно обвиняют Руанду в использовании M23 для захвата шахт, контрабанды минералов из восточной части ДРК.

Критики утверждают, что соглашение между ЕС и Руандой позволяет ей включать добытые незаконным путём ресурсы в мировые и европейские цепочки поставок. Предполагается, что средства от контрабанды минералов помогают финансировать вооружённые группы, ответственные за разрастающийся конфликт, который имеет разрушительные гуманитарные последствия для гражданского населения восточной части ДРК.

Министр иностранных дел Бельгии Бернар Кентен призвал своих европейских коллег принять меры. “У нас есть рычаги, и мы должны решить, как их использовать”, – сказал он журналистам во время визита в Марокко в среду.

Дипломатические источники сообщили Euronews, что Бельгия вынесла на рассмотрение вопрос о приостановке действия соглашения ЕС по полезным ископаемым.

Председатель комитета Европарламента по сотрудничеству со странами Африки Хильде Ваутсман также заявила в четверг, что исполнительная власть ЕС должна послать “чёткий сигнал”президенту Руанды Полю Кагаме, заморозив сделку, пока “Руанда не докажет, что её вмешательство прекращено”.

Что происходит на востоке ДРК?

Корни давнего конфликта на границе ДРК с Руандой уходят в геноцид 1994 года, когда по призыву правительства хуту были убиты около 800 000 человек, в основном представителей народности тутси.

Повстанческое движение тутси под руководством нынешнего президента Руанды Поля Кагаме положило конец геноциду, что заставило около миллиона хуту бежать из Руанды на территории соседней ДРК.

За последние 30 лет регион был опустошён конфликтами, включая две войны подряд, и этническая напряжённость в нем сохраняется.

Группировка M23 возглавляют тутси. Она утверждает, что защищает права этого этнического меньшинства в восточной части ДРК.

Демократические силы освобождения Руанды (ДСОР) – вооружённая группировка хуту, созданная бывшими организаторами геноцида в Руанде, также продолжает действовать в регионе. Руанда утверждает, что ДСОР представляют угрозу её собственной безопасности и народности тутси.

На прошлой неделе группировка M23 взяла под контроль большую часть города Гома, крупного транспортного и торгового узла ДРК, расположенного на границе с Руандой. Сообщалось об интенсивных боестолкновениях между правительственными войсками и повстанцами.

Есть данные о том, что группировка захватила и другие ключевые города, которые считаются важными для торговли и транспортировки полезных ископаемых в регионе.

РЕКЛАМА

Эксперты ООН утверждают, что вооружённые силы Руанды “де-факто контролируют” операции M23, проводя подготовку повстанцев и предоставляя им оружие.

Хотя президент Руанды постоянно отрицает поддержку M23 со стороны государства, доказательства множатся. Недавно глава миротворческой службы ООН Жан-Пьер Лакруа заявил: “Нет никаких сомнений в том, что в Гоме находятся руандийские войска, поддерживающие M23”.

В четверг представитель исполнительной власти ЕС также сообщил, что блок призвал Руанду “прекратить поддержку и сотрудничество с вооружённой группировкой M23”.

Каковы обязательства по соглашению ЕС с Руандой?

Брюссель и Кигали подписали “Меморандум о взаимопонимании” в феврале 2024 года, чтобы обеспечить “устойчивые поставки сырья” для ЕС в обмен на финансирование цепочек поставок полезных ископаемых и инфраструктуры Руанды.

РЕКЛАМА

Это часть Global Gateway, плана партнёрства ЕС в области развития инфраструктуры на сумму 300 миллиардов евро, и входит в ряд аналогичных сделок с богатыми минеральными ресурсами странами, включая ДРК, направленных на снижение зависимости от геостратегического соперника – Китая.

Более 900 миллионов евро из фонда Global Gateway выделено Руанде.

Ютта Урпилайнен, в то время занимавшая пост еврокомиссара по вопросам международного партнёрства, охарактеризовала сделку как обеспечение “устойчивой, прозрачной и жизнеспособной цепочки создания критически важных сырьевых материалов”.

В соглашении Руанда описывается как “крупный игрок” в мировой добыче тантала, а также производитель олова, вольфрама, золота и ниобия. В документе также отмечается “потенциал” страны в добыче лития и редкоземельных металлов, используемых, например, в производстве батарей электромобилей.

РЕКЛАМА

“Если взглянуть на геологический ландшафт Руанды, то становится ясно: они не могут добывать то, что экспортируют”, – заявил Euronews Гийом де Бриер из базирующейся в Антверпене Международной службы информации о мире (IPIS), которая проводит исследования на местах. В прошлом году это же утверждение было сделано Госдепартаментом США.

Между тем, считается, что президент Руанды Кагаме поддерживает тёплые отношения с европейскими лидерами. Он пытается представить свою страну как партнёра ЕС в том, что касается управления миграционными потоками.

Почему звучат призывы приостановить сделку по минералам?

Появляется всё больше доказательств того, что повстанцы экспортируют конголезские минералы в Руанду.

В докладе ООН за июнь 2024 года делается вывод, что M23 создала “параллельную администрацию”, контролирующую горнодобывающую деятельность и торговлю в ДРК, и экспортировала в Руанду не менее 150 тонн колтана.

РЕКЛАМА

По оценкам ООН, M23 ежемесячно получает около 300 000 долларов США (288 000 евро) благодаря контролю над территорией добычи в восточной части ДРК.

А Руанда тем временем увеличила экспорт минералов с 772 млн долларов (741 млн евро) в 2022 году до 1,1 млрд долларов (1,06 млрд евро) в 2023 году и нарастила торговлю с мировыми партнёрами.

В прошлом году министр финансов ДРК заявил, что страна теряет почти 1 миллиард долларов на золоте, олове, тантале и вольфраме, незаконно вывозимых Руандой.

Недавно конголезское правительство подало во Франции и Бельгии уголовные иски против дочерних компаний Apple, обвинив технологического гиганта в использовании конфликтных минералов. Юридическая фирма, представляющая интересы ДРК, утверждает, что по меньшей мере девять перерабатывающих предприятий, поставляющих Apple тантал, получают его из Руанды, в то время как собственное производство этого материала в Руанде “на практически нулевом уровне”.

РЕКЛАМА

Как может отреагировать ЕС?

Бельгия, чьей колонией когда-то была ДРК, стала во главе кампании за принятие ответных мер со стороны ЕС.

Ранее в этом месяце представитель дипломатического ведомства ЕС заявил, что блок “готов рассмотреть новые ограничительные меры против тех, кто несёт ответственность за подпитывание вооружённого конфликта, нестабильность и отсутствие безопасности в ДРК”.

Однако призывы пока остаются без ответа. Во вторник представитель Европейской комиссии сообщил: “Партнёрское соглашение, которое мы подписали с Руандой, имеет одной из своих главных целей поддержку устойчивого и ответственного поиска, производства и переработки сырья”.

“Цель Меморандума о взаимопонимании с Руандой как раз и заключается в том, чтобы повысить прослеживаемость, прозрачность операций и усилить борьбу с незаконным оборотом полезных ископаемых”, – добавил пресс-секретарь.

РЕКЛАМА

ЕС также поддерживает инициативу о развёртывании руандийских сил для борьбы с растущим исламистским повстанческим движением в богатой нефтью провинции Кабо-Дельгадо на севере Мозамбика. В ноябре прошлого года блок даже выделил на неё дополнительно 20 миллионов евро из своего Европейского фонда мира (EPF).

В четверг на вопрос о том, может ли предполагаемая поддержка M23 со стороны руандийских сил привести к отзыву средств EPF, представитель отказался от комментариев, но отметил, что такое решение потребовало бы единогласной поддержки всех стран-членов ЕС.



Source link

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Optimized by Optimole