Участие премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе в 6-м саммите Европейского политического сообщества (ЕПК) в Тиране в пятницу ознаменовало оттепель в напряженных отношениях между Тбилиси и Европейским союзом, после того как обе стороны взяли паузу в переговорах о вступлении этой страны в ЕС.
Короткая, но теплая встреча грузинского премьера с президентом Франции Эммануэлем Макроном во время саммита показала, что Грузия и Евросоюз перевернули страницу своих прошлых разногласий.
Кобахидзе подчеркнул этот момент, сказав журналистам, что “был период ограниченного общения (между Грузией и ЕС), и, похоже, наши европейские партнеры стремятся восстановить связи с Грузией”.
Грузинский премьер-министр объяснил оттепель “жизненно важной ролью его страны для Европы”, добавив, что “все понимают необходимость взаимодействия с Грузией и ее руководством, и, вероятно, именно поэтому многие инициативы исходят от европейских лидеров”.
“Все должны признать стратегическую важность Грузии для Европы, особенно для еврозоны. Наша роль в регионе значительна, и именно поэтому необходимость диалога с грузинскими лидерами все больше признается”, – сказал он.
ЕС предоставил Грузии статус кандидата на вступление в ЕС в декабре 2023 года, но приостановил процесс подачи заявки на членство на неопределенный срок и сократил финансовую поддержку в июне прошлого года после принятия закона об “иностранном влиянии”, который блок считает авторитарным и вдохновленным Россией, на фоне массовых антиправительственных протестов в столице Тбилиси.
После победы на всеобщих выборах в октябре прошлого года Кобахидзе объявил, что Грузия приостановит обсуждение своей заявки на вступление в ЕС до 2028 года из-за “шантажа и манипуляций” со стороны некоторых политиков блока.
В ноябре в интервью Euronews Кобахидзе заявил, что мяч находится на стороне Брюсселя, подчеркнув, что он по-прежнему “очень оптимистичен” в отношении того, что его страна получит членство в ЕС к 2030 году, назвав это ключевой стратегической целью для Грузии.
“Я готов говорить со всеми”
В ноябре Кобахидзе был вновь назначен премьер-министром от правящей партии “Грузинская мечта”, находящейся у власти с 2012 года, но его победа на выборах вызвала массовые демонстрации.
Оппозиционные силы, включая бывшего президента Грузии Саломе Зурабишвили, осудили результаты выборов как “полную фальсификацию” голосования. Европейский парламент в ноябре принял резолюцию, осуждающую результаты голосования и призывающую провести новые выборы под международным наблюдением.
И вот в пятницу Кобахидзе заявил, что выбрал ЕПК в качестве “важного мероприятия, где дискуссии будут сосредоточены на основных тезисах, касающихся фундаментальных национальных интересов страны”.
В саммите Европейского политического сообщества приняли участие главы государств и правительств почти 40 стран, как входящих, так и не входящих в ЕС.
“Я готов говорить со всеми – посмотрим, как все сложится. Этот формат позволяет нам общаться со многими лидерами по вопросам, связанным с развитием нашей страны, региональной стабильностью и евроинтеграцией Грузии”, – обратился премьер-министр Грузии к лидерам стран-участниц.
И вот, когда саммит уже начинался, Макрон подошел к Кобахидзе и провел с ним краткий, но явно теплый обмен мнениями, что символизирует смену тона между Грузией и ЕС.
Кобахидзе также пообщался с президентом Европарламента Робертой Метсолой и премьер-министром Польши Дональдом Туском.
Кроме того грузинский премьер-министр провел официальные переговоры с премьером Венгрии Виктором Орбаном, давним сторонником грузинского правительства.
Кобахидзе объяснил эту политическую эволюцию тем, что Грузия занимает “ключевую позицию” в регионе Южного Кавказа.
“За эти годы мы внесли значительный вклад в укрепление мира и стабильности в регионе, и мы по-прежнему намерены действовать в этом духе и в дальнейшем”, – сказал Кобахидзе грузинским журналистам в Албании.
“Мы соединяем две соседние страны – Азербайджан и Армению – с Европой. Более того, Грузия осуществляет несколько важных проектов со своими соседями, которые значительно улучшают связь”, – сказал Кобахидзе.
“Я считаю, что это очень важно не только для Грузии, но и для Европы и Евросоюза, так как это способствует укреплению связей между ЕС и нашим регионом”, – заключил грузинский премьер-министр.