На прошлой неделе в Германии правоконсервативный блок ХДС/ХСС и левоцентристы из СДПГ подписали 144-страничное соглашение о создании коалиции. В нем, в том числе, перечислены меры по борьбе с “дезинформацией” и “вмешательством в выборы”, а также говорится о “серьезных угрозах демократии”.
Этот тезис был включен в документ на фоне растущей озабоченности из-за влияния дезинформации в Европе, а также после серии столкновений между Вашингтоном и Берлином по поводу свободы слова и демократических принципов.
В преддверии внеочередных февральских выборов в Германии союзник президента США Дональда Трампа и самый богатый человек в мире Илон Маск попытался поддержать ультраправую “Альтернативу для Германии”, а вице-президент США Джей Ди Вэнс выступил на Мюнхенской конференции по безопасности с резкой критикой того, что он назвал подавлением свободы слова в Европе.
Госсекретарь США Марко Рубио обвинил Германию в “замаскированной тирании” после того, как немецкая разведка причислила “АдГ” к “правоэкстремистским” организациям. Позже это решение было приостановлено.
Теперь консервативные комментаторы обвинили новое правительство Германии во введении “запрета на ложь” из-за фразы, содержащейся в коалиционном соглашении между ХДС/ХСС и СДПГ, которая гласит: “Преднамеренное распространение ложных фактов не защищается свободой слова”.
Никаких изменений в гарантиях свободы слова
Тем не менее два эксперта-юриста заявили Euroverify, что в этой выдержке из коалиционного соглашения “нет ничего нового” и что она соответствует гарантиям свободы слова, предоставляемым немецким законодательством.
“Это предложение хорошо обосновано прецедентным правом Конституционного суда Германии. В нем нет ничего нового”, — говорит профессор публичного и информационного права Майнцского университета имени Гутенберга Маттиас Беккер.
Хотя статья 5 Конституции Германии гарантирует свободу выражения мнений и убеждений, ложные утверждения, которые распространяются преднамеренно, не всегда могут ей считаться.
“В соответствии с Конституцией и юрисдикцией нашего Федерального Конституционного суда это всегда было так”, — сказал Euroverify заведующий кафедрой публичного права, права экономического регулирования и СМИ в Университете Мангейма Ральф Мюллер-Терпиц.
Немецкий портал по проверке фактов Correctiv отметил, что Федеральный Конституционный суд еще в 1982 году постановил, что высказывания, которые нельзя считать мнением, не подлежат автоматической защите, особенно когда речь идет о “доказанных или заведомо ложных утверждениях о фактах”.
С тех пор это решение было подтверждено в ходе нескольких процессов, включая решение Федерального Конституционного суда от 2012 года, согласно которому “доказанное или заведомо ложное заявление о факте не подпадает под защиту” Основного закона Германии.
Свобода слова имеет “границы”
Министр по федеральным, европейским, международным делам и СМИ земли Северный Рейн-Вестфалия Натанаэль Лимински, который входил в рабочую группу, отвечающую за политику в области СМИ в коалиционном соглашении, сказал Euroverify, что оно было разработано для “усиления борьбы с дезинформацией на европейском уровне, на федеральном уровне, а также на уровне земель”.
“У нас есть традиция: свобода не бывает без ответственности. А это значит, что у свободы есть границы. И, по крайней мере, в нашем европейском понимании свободы слова она всегда связана с ответственностью, а это значит, что у свободы слова есть границы”, — сказал министр, приведя в качестве конкретных примеров антисемитизм и отрицание Холокоста.
Защита свободы слова
Тем не менее случаи, когда высказывания выходят за рамки свободы слова, крайне редки.
“Когда есть сомнения, вы находитесь в рамках свободы слова. Если вы сочетаете фактические заявления с ценностными высказываниями, оценками, комментариями, вы также находитесь в рамках свободы слова, даже если фактическая часть неверна”, — пояснил профессор Беккер, добавив, что все, что выходит за рамки свободы слова, должно “соответствовать принципу соразмерности”.
Даже если высказывание не защищено Конституцией, это не означает, что оно запрещено или наказуемо по закону.
Однако распространение ложных утверждений может привести к судебному преследованию, если они используются для мошенничества, диффамации или разжигания ненависти, поскольку такие ложные утверждения непосредственно посягают на собственность или основные права человека.
Главный редактор ультраправого СМИ, связанного с “Альтернативой для Германии”, недавно был приговорен к 7 месяцам лишения свободы условно за распространение в социальных сетях фальшивого мема о бывшем министре внутренних дел Нэнси Фезер. Дело о диффамации подверглось жесткой критике со стороны политиков всех сторон политического спектра и вызвало опасения по поводу отступлений от свободы слова.
По словам профессора Беккера, эти нарушения сложнее определить, когда речь идет о дезинформации в контексте выборов, поскольку они касаются “демократических концепций” и “коллективных благ”.
Заявления о том, что Берлин создает “министерство правды”, безосновательны
Комментаторы также утверждают, что новое правительство собирается создать так называемое “министерство правды”, чтобы “определять правду и ложь”.
Это утверждение безосновательно. В коалиционном соглашении говорится, что “негосударственный регулятор СМИ должен быть в состоянии принимать меры против манипулирования информацией, а также против ненависти и подстрекательств, сохраняя при этом свободу слова и основываясь на четких правовых принципах”.
Речь идет о 14 независимых государственных органах управления СМИ в Германии, которые отделены от правительства и организованы на уровне федеральных земель.
Хотя формулировки коалиционного соглашения намекают на усиление роли регулятора СМИ, уполномоченный по европейским делам Конференции директоров немецких органов СМИ Тобиас Шмид заявил Euroverify, что “важно понимать, что это коалиционное соглашение — политическое заявление, а не закон”.
“Мы являемся частью исполнительной власти, и, конечно, обязательной частью является закон, а не какие-то политические идеи. Но помимо этого, я думаю, что это коалиционное соглашение действительно говорит о том, что существует четкий фокус на вопросе дезинформации для защиты свободы СМИ в целом”, — добавил он.
Свод цифровых правил ЕС
В тексте коалиционного соглашения также говорится, что “систематически применяемые манипулятивные методы распространения информации, такие как массовое и скоординированное использование ботов и фальшивых аккаунтов, должны быть запрещены”.
По словам профессора Беккера, такая задача может быть “возможной” и “оправданной при условии, что она будет соразмерной”.
Профессор Мюллер-Терпиц, однако, сказал, что это будет “деликатный вопрос”, добавив, что у него “нет впечатления, что Германия обладает компетенцией для принятия закона, предусматривающего такой запрет”.
Министр Лимински предположил в комментарии Euroverify, что такой запрет может быть принят в рамках дальнейшего “развития” масштабного свода цифровых правил ЕС, Закона о цифровых услугах.
“Мы внесли в соглашение очень конкретные предложения. Так, например, федеральное правительство должно начать инициативу по улучшению Закона о цифровых услугах, борясь с массовым использованием фальшивых аккаунтов, например, ботов. И мы должны с этим бороться, потому что это искажает публичное пространство”, — добавил он.