Опубликовано •Последние обновления
Ранее израильские власти отложили освобождение заключённых в знак протеста против того, как обращались с заложниками во время их передачи Красному Кресту в Хан-Юнисе.
Израиль выпустил из тюрем 110 палестинских заключённых после того, как группировка ХАМАС освободила восьмерых заложников, которых удерживала с 7 октября 2023 года. Это третий подобный обмен в рамках первого этапа соглашения о прекращении огня.
Бывших заключённых, из которых почти половина отбывала длительные и даже пожизненные сроки, доставили на автобусе в город Рамаллах на Западном берегу реки Иордан. Там их встречала ликующая толпа.
С 19 января, когда сделка о перемирии вступила в силу, ХАМАС передал Израилю 15 заложников. Тот к сегодняшнему дню освободил 400 палестинских заключённых.
Однако накануне в четверг Израиль приостановил процесс освобождения в знак протеста против того, как обращались с заложниками во время их передачи сотрудникам Красного Креста в секторе Газа.
Вооружённые боевики провели пленников по площади Хан-Юниса через огромную толпу кричащих людей.
Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху то резко осудил и пригрозил последствиями в случае причинения вреда кому-то из заложников.
“Сегодня мы все увидели шокирующие сцены. Мы ясно дали понять посредникам, что ни с какими рисками для наших заложников мы не станем мириться. И я добавлю: тот, кто посмеет причинить им вред , умоется кровью”, – сказал Нетаньяху.
В четверг из плена были освобождены трое граждан Израиля: 20-летняя военнослужащая Агам Бергер и двое гражданских – 29-летняя Арбель Йехуд и 80-летний Гади Мозес. Также ХАМАС отпустил пятерых подданных Таиланда.
Несмотря на то, что заложники страдали от недоедания и нехватки дневного света, их состояние врачи оценили как удовлетворительное.
Мозес был немедленно переведен в больницу в Тель-Авиве.
“После первичной оценки я рад сообщить, что его состояние довольно хорошее и стабильное. Это позволяет ему провести первые часы здесь с семьёй в приватной обстановке, они могут поговорить, побыть вместе, немного отдохнуть от этого очень волнительного и непростого дня”, – сказал Гиль Файр, заместитель директора медицинского центра “Ихилов”.
Пятеро тайских сельскохозяйственных рабочих – Понгсак Тхаенна, Сатиан Суваннакхам, Ватчара Сриаун, Баннават Ситхао и Сурасак Ламнао – тоже были направлены на медицинское обследование.
В медцентре “Шамир” их встретил посол Таиланда в Израиле Паннабха Чандрарамья.
Между тем, в четверг также вступил в силу закон, принятый в прошлом году Кнессетом, запрещающий агентству ООН по делам палестинских беженцев UNRWA (БАПОР) работать на территории Израиля.
Агентство заявило, что не получало официального извещения от израильских властей о том, как будет осуществляться запрет, но днём ранее около 25 сотрудников покинули Иерусалим и перебрались в столицу Иордании Амман.
“Это похоже на кошмарный сценарий. И совершенно дико, что государство-член ООН решит отменить мандат организации, которая, не будем забывать, утверждена Генеральной Ассамблеей ООН”, – сказал представитель БАПОР Джонатан Фаулер.
Главной проблемой при таком раскладе сейчас является оказание помощи жителям Газы, большая часть которой поступает от БАПОР. А первая фаза соглашения о прекращении огня предусматривает значительное увеличение объёмов поставок гумпомощи в сектор.
“Мы отвечаем за более чем половину поставок в секторе Газа. Это более половины поступающей помощи. Неоднократно отмечалось – не нами самими, – что БАПОР – это основа международной системы по оказанию помощи. Потому что остальное – это само присутствие ООН, то есть нескольких сотен человек. Если БАПОР не сможет работать, есть реальный реальный риск того, что эта система рухнет”, – сказал Фаулер.
Израиль давно враждует с БАПОР, обвиняя его в пособничестве террористам ХАМАС. Израильские власти утверждают, что около дюжины из 13 000 сотрудников агентства в Газе участвовали в нападении 7 октября 2023 года, которое спровоцировало войну в анклаве, и что многие другие – поддерживают боевиков или симпатизируют им.
Агентство отрицает намеренное оказание помощи вооружённым группам и утверждает, что быстро принимает меры по отношению к подозреваемым в сотрудничестве с боевиками сотрудникам.