Два эксперта заявили Euronews, что Евросоюз должен быть готов к тому, чтобы твёрдо стоять перед лицом воинственного режима Дональда Трампа.
Требования некоторых членов команды Трампа к Европе смягчить или отменить важные правила регулирования социальных сетей ослабят демократию и «не обеспечат безопасность Европы в долгосрочной перспективе», считают Гунтрам Вольфф, директор аналитического центра Брейгель, а также Георг Рикелес, замдиректора Центра европейской политики.
«Мы все были потрясены тем, насколько агрессивно вели себя и Маск, и Дональд Трамп в первой половине января, не нападая на Россию или Китай, а словесно атакуя союзников», — сказал Гунтрам Вольфф, профессор экономики Свободного университета Брюсселя, в интервью Euronews для передачи Europe Conversation.
«Илон Маск развернул огромную кампанию против нынешнего правительства Великобритании, и это вызвало тревогу по всей Европе», — сказал он.
Оба эксперта заявили, что Европейская комиссия должна противостоять социальной сети, принадлежащей Маску, а также другим социальным сетям, когда речь идёт о нарушении Закона ЕС о цифровых услугах (DSA) и эти случаи считаются реальной угрозой для европейской демократии или общества.
Закон о цифровых услугах (DSA) — это основной правовой инструмент ЕС для мониторинга социальных сетей на предмет дезинформации и вредоносного контента.
Илон Маск вновь поднял в Великобритании политическую дискуссию о преступлениях банд мужчин, которые на протяжении нескольких десятилетий систематически обхаживали и насиловали детей в английских городах.
В шквале постов в своей социальной сети «X» миллиардер обрушился на высокопоставленных лейбористов Великобритании, заявив, что премьер-министр Кир Стармер был «глубоким соучастником массовых изнасилований в обмен на голоса».
Он также назвал министра охраны Джесс Филлипс «апологетом геноцида изнасилований» и призвал посадить её в тюрьму.
Представитель Европейской комиссии заявил, что следит за деятельностью Маска в связи с возможным вмешательством в предстоящие выборы в Германии.
Маск поддержал ультраправую партию AfD в Германии, заявив, что её представители — «последняя искра надежды» для страны, а недавно провел 90-минутное интервью с лидером AfD Алис Вайдель на своей платформе.
«Интервью — это не проблема. Проблема возникает в том случае, если алгоритмом «X» манипулируют для того, чтобы сделать контент ультраправым, вот тогда это становится проблемой», — говорит господин Вольфф.
Однако он отметил нерешительность европейских правительств, а также Еврокомиссии в принятии полномасштабных мер против Маска, чтобы Трамп не мог использовать экономические тарифы в качестве ответной меры.
«Нам нужна политическая воля, чтобы действовать. Это очень серьёзно», — сказал господин Рикелес, бывший советник Мишеля Барнье в Европейской комиссии.
«Речь идёт о фундаментальных угрозах нашим демократиям, о реструктуризации нашего общественного пространства, о продвижении лжи, экстремального контента, который сделает осуществление демократии всё более трудным или невозможным», — сказал он.
Будущий вице-президент США Джей Ди Вэнс предположил, что администрация Трампа может сократить или прекратить поддержку НАТО, если ЕС будет придерживаться собственных правил регулирования относительно социальной сети «X».
«Всегда нужно противостоять издевательствам», — сказал господин Вольфф в ответ на то, что Европа разрывается между выбором: применить собственную систему регулирования для защиты демократий или разозлить Трампа, который может ответить введением торговых тарифов, или отказаться от европейской безопасности в момент серьёзной опасности.
«Если вы уступите сразу, требования только возрастут. И нет никакой гарантии, что если вы не будете выступать за «Х», противостоять «Х» и задирать «Х», то все проблемы безопасности вдруг будут решены», — сказал он.
Европейские регуляторы проверяют «X» с декабря 2023 года, но тесные связи Маска с Трампом вызвали вопросы о том, как блок будет относиться к платформе и её предполагаемым нарушениям DSA.
Комиссия, немецкий регулятор и крупные цифровые платформы, включая «X», должны встретиться 24 января, чтобы предотвратить вмешательство в ход выборов в Германии.