Есть ли шанс у производителей органической продукции в Европе?

Есть ли шанс у производителей органической продукции в Европе?


Вот уже более года сельскохозяйственное регулирование Европы находится в неспокойном состоянии.

РЕКЛАМА

Благодаря инициативам с использованием навозных куч, блокированием дорог и тракторным митингам в столицах, которые подробно освещаются средствами массовой информации, крупные фермерские ассоциации с преимущественно традиционными формами ведения сельского хозяйства пытаются отправить «зеленый курс» Европейской комиссии на заклание. Но как насчет фермеров, заботящихся об окружающей среде, которые надеялись, что «зеленая сделка» принесет пользу им, их землям и окружающей среде? Наш репортер Ханс фон дер Брели провел расследование в Ауэрстале, небольшой деревне на дальнем востоке Австрийской Республики.

Герберт Цетнер каждый день встает в четыре утра, когда на улице еще кромешная тьма. Но, как и многие другие производители органической продукции, Цетнер вынужден совмещать две работы. До полудня он работает IT-экспертом в одном из банков Вены. Затем он пересаживается из офисного кресла за руль трактора. В этот ноябрьский день на обширной аллювиальной равнине Мархфельд недалеко от столицы Австрии он сеет рыжик посевной, также известный как ложный лен.  

Регион Мархфельда считается «житницей Австрии». Проезжая через милые деревушки с желтыми фасадами домов в имперском стиле, вы увидите, что многие поля довольно узкие, а их расположение напоминает разноцветные полотенца. Это система полосного земледелия. С помощью данного метода производители органической продукции стремятся устранить урон, который возник в результате засевания обширных полей монокультурами.  

Традиционное сельское хозяйство нанесло серьёзный ущерб Мархфельду: чрезмерное применение удобрений, нерациональная эксплуатация грунтовых вод и отсутствие лесозащитных полос привели к массовому исчезновению видов и эрозии почвы вплоть до опустынивания. В результате равнина перегрелась и высохла. Чтобы продолжать снабжать Вену овощами, многие фермеры срочно прибегли к распылению токсичных веществ и искусственных удобрений. 

Однако теперь даже семья Цетнер начала мыслить иначе. «Я опрыскивал себя ядом, постоянно болел», – говорит Герберт. После смерти отца Герберт с братом взяли на себя управление фермой и перешли на органическое сельское хозяйство. Вместо фунгицидов и химических удобрений Цетнер использует домашний настой из сена, приготовленный из ферментированных трав.

«Органическое сельское хозяйство часто требует больше усилий, – говорит Цетнер, – раньше при традиционной форме сельского хозяйства нам требовалось около 500 часов для обработки 74 гектаров полей и лесов. Теперь при использовании методов регенеративного сельского хозяйства у нас уходит 1500 часов. То есть нам нужно прикладывать в три раза больше усилий». Тем не менее, Герберт доволен собой и тем, что происходит в мире. «Раньше органические продукты считались экзотикой, а сейчас люди понимают, что это нормально», – резюмирует он.

Герберт выращивает 24 различные культуры: рыжик посевной, овес, спельту, ячмень, рожь, нут, тмин, турецкую мелиссу… Это длинный список! Фермер с частичной занятостью занимается регенеративным сельским хозяйством и получил официальный статус органического производителя на пять лет.

В настоящее время на территории ЕС осуществляется исследовательский проект, направленный на выяснение того, как можно лучше улавливать CO2 в почве. Выращивание культур для улавливания углерода замедляет климатические изменения, а фермеры, в том числе Герберт Цетнер, рады плодородному гумусу. Он с гордостью показывает мне маленькое растение, которое он вытащил из рыхлой почвы: «Здесь видно, как земля налипла на корни. Это означает, что между растениями и почвой есть очень хорошее взаимодействие. Перегной хорошо проникает в корни и мелко крошится. Вот это мне нравится!» 

Гумус образуется при полосных и промежуточных посевах (несколько культур выращиваются вместе), что является противоположностью выращивания монокультур и засевания больших полей. Для предотвращения изменения климата и исчезновения видов Европейская комиссия планировала обязать всех фермеров оставлять под паром четыре процента земель. Однако протесты фермеров традиционных сельских хозяйств привели к отмене этой меры весной 2024 года. Поэтому у меня возник вопрос к Цетнеру: «Паровые земли, чередование культур и полосы цветов – это обязательные или добровольные меры в Европейском союзе?» Управляя сеялкой на поле, Герберт Цетнер ответил задумчиво: «Я считаю, что это должно быть обязательным». 

Сегодня Герберт сеет озимые. Его поля должны быть зелеными в любое время года. Это необходимо для поддержания баланса CO2. Он ждет от ЕС не только красивые слова, но и льготы и финансовую компенсацию за многочасовой труд органического производства: «Фермеры, которые заботятся об образовании гумуса, хотят сделать что-то полезное для окружающей среды. Но это также должно быть выгодно с финансовой точки зрения. Я улавливаю CO2, значит я делаю что-то полезное! ЕС должен это признать!» 

Международные эксперты в области исследования биоразнообразия, такие как профессор Франц Эссль из Венского университета, согласны с этим. Чтобы замедлить изменение климата, исчезновение видов, эрозию почв и опустынивание, сельскому хозяйству придется изменить методы обработки земли. «Для этого необходимы финансовые стимулы, – говорит Эссл, – сельское хозяйство способно удалить CO2 из атмосферы. Если обрабатывать почву иначе, в ней сохранится больше гумуса. Сегодня это представляет большую ценность для общества, чем раньше».  

Рекомендации мирового эксперта для европейской сельскохозяйственной политики предельно ясны: восстановление осушенных водно-болотных угодий, управление землями под паром (т.е. регулярное выделение полей), ветрозащитные полосы, накопление гумуса и т.д. По мнению Эссла, Европейская комиссия не должна уступать влиятельному лобби крупных фермеров, а «наоборот, должна придерживаться намеченного курса». 

В недавно опубликованном специальном отчете Европейская счетная палата также тщательно проанализировала предыдущие «планы действий» ЕС по продвижению органического сельского хозяйства и строго отчитала Европейскую комиссию. Было заявлено, что отсутствует общая стратегия. Деньги по-прежнему распределяются по принципу лейки. И если Европейский союз хочет достичь поставленной цели, согласно которой к 2030 году 25 процентов сельскохозяйственных угодий будут заняты органическими культурами, то необходимы не только более эффективные маркетинговые стратегии для производства органических продуктов, но и обязательные к исполнению и «измеримые цели».



Source link

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Optimized by Optimole