Пропускные пункты уже давно являются предметом постоянных споров в блоке, особенно после миграционного кризиса 2015-2016 годов
На внешних границах Европейского союза в 2024 году было зарегистрировано более 120 000 случаев выдворения нелегальных мигрантов национальными властями, говорится в новом докладе группы из девяти правозащитных организаций.
В докладе, опубликованном в понедельник утром, раскрываются масштабы “выдворения” в Европе – незаконной практики высылки мигрантов с целью предотвращения доступа к процедуре предоставления убежища, права, закрепленного как в законодательстве ЕС, так и в международном праве.
Собрав данные государственных служб, неправительственных организаций и исследовательских групп, коалиция пришла к выводу, что в прошлом году произошло “по меньшей мере” 120 457 выдворений, то есть мигранты были удалены с территории страны без возможности подать заявление о предоставлении международной защиты и получить индивидуальную оценку.
Выдворение “часто” происходило с применением насилия, отмечается в докладе, когда просителей убежища избивали пограничники, бросали в море или оставляли умирать от холода в лесу.
Общее число в 120 457 человек относится к выдворениям из стран ЕС в страны, не входящие в ЕС, без учета инцидентов между государствами-членами. (Мигранты, которых выдворяли в разных случаях, учитывались отдельно).
В рейтинге 2024 года лидирует Болгария с 52 534 случаями оттеснения мигрантов в сторону Турции. Считается, что Frontex, пограничное агентство ЕС, “не пускают” в районы, где, как утверждается, происходят оттеснения мигрантов, что ограничивает эффективность работы его сотрудника по основным правам.
За Болгарией следуют Греция (14 482), Польша (13 600), Венгрия (5 713), Латвия (5 388), Хорватия (1 905) и Литва (1 002).
Исследование также охватывало Ливию (21 762) и Ливан (3 768), поскольку перехваты (или, точнее, “оттягивания”), осуществляемые этими странами, проводились при “прямой и широкой” поддержке Италии, Кипра и институтов ЕС.
В мае 2024 года председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен посетила Бейрут , чтобы объявить о выделении Ливану помощи в размере 1 миллиарда евро на управление потоками нелегальной миграции и поддержание экономики страны, охваченной кризисом.
Пропускные пункты уже давно являются предметом постоянных споров в блоке, особенно после миграционного кризиса 2015-2016 годов, и вызывают постоянную критику в адрес пограничников, что приводит к внутренним расследованиям, разоблачениям в СМИ и судебным искам.
“В последние годы число случаев оттеснения на внешних границах Европы резко возросло, причем настолько, что они стали систематической практикой в рамках миграционной политики ЕС”, – говорится в предисловии к докладу.
“Постоянные сообщения о выдворениях свидетельствуют о систематической неспособности ЕС обеспечить соблюдение одного из самых фундаментальных прав человека”.
Аналогичные формулировки были использованы Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), который в прошлом месяце признал Грецию виновной в “систематических” вытеснениях просителей убежища.
На прошлой неделе Страсбургский суд приступил к рассмотрению трех дел против Польши, Латвии и Литвы в связи с обвинениями в выдворении беженцев в Беларусь, что стало первым случаем, когда ЕСПЧ рассмотрел дело, связанное с инструментализацией миграции.
ЕС обвинил белорусского президента Александра Лукашенко в том, что он намеренно заманивает мигрантов из дальних стран в Минск и направляет их в Восточную Европу, пытаясь посеять хаос и поляризовать общества. В ответ на планы Лукашенко Польша подготовила новый закон о временном приостановлении права на убежище.
После первоначальной критики польского плана Европейская комиссия в конце концов смирилась и опубликовала руководящие принципы, позволяющие приостанавливать действие основных прав в “исключительных ситуациях”, таких как инструментализация со стороны иностранных игроков. Исключение будет действовать и в Финляндии, которая одобрила чрезвычайное законодательство, легализующее отказ в приеме беженцев.
НПО бьют тревогу по поводу прогрессирующей “секьюритизации” миграции, предупреждая, что мигранты имеют право на доступ к процедуре предоставления убежища независимо от того, едут ли они в Европу по собственной воле или как пешки в геополитической игре.
В заявлении для Euronews представитель министерства внутренних дел Польши сказал, что пограничники “имеют право использовать средства физического принуждения и огнестрельное оружие”, когда сталкиваются с посягательствами на их физическую неприкосновенность и “неприкосновенность государственной границы”.
Министерство утверждает, что мигранты, которых использует Беларусь, становятся все более вооруженными опасными инструментами и “агрессивными” в своем поведении. В прошлом году польский солдат погиб, получив ножевое ранение от мигранта на границе с Беларусью.
“Организованная миграция – это процесс, который ни международное право, ни польское законодательство не могли предвидеть”, – сказал пресс-секретарь.
Доклад, опубликованный в понедельник, был подготовлен совместными усилиями 11.11.11 (Бельгия), Венгерского Хельсинкского комитета (Венгрия), ассоциации We Are Monitoring (Польша), Центра исследований мира (Хорватия), Ливанского центра по правам человека (CLDH), Sienos Grupė (Литва), Центра правовой помощи – Голос в Болгарии (CLA), фонда Mission Wings (Болгария) и I Want to Help Refugees (Латвия).